На дворе — 2014 год, прошло, о боги, 15 лет, а я пишу рецензию на эту игру? Нет, в её названии теперь добавилось HD; собственно, это отдельный продукт - Новая редакция Age of Empires II, о котором и пойдёт далее речь.
Все помнят «двойку». Так уж получилось, что Ensemble studios создали нечто гениальное. Игра была оформлена в антураже Средневековья, даром, что в сюжетных кампаниях история подгонялась под игровую механику, а не наоборот. Однако мы отмечаем прекрасную режиссуру, нарратив от лица «современников», разнообразие сюжетных миссий. В игре нашли отражение 18 цивилизаций Средних Веков, все они разделены на пять регионов, каждому из которых присущ свой, оригинальный архитектурный стиль: Западную Европу (бретонцы, франки, кельты, испанцы), Восточную Европу (готы, тевтонцы, викинги), Ближний Восток (византийцы, турки, сарацины, персы), Восточную Азию (китайцы, японцы, монголы, корейцы, гунны) и Мезоамерику (ацтеки, майя). Особняком стоят гунны, которые, хоть и выходцы из Азии, но постройки возводят вполне европейского стиля. Разработчики не ограничились только написанием истории каждой цивилизации во внутриигровой энциклопедии и выделением уникальных юнитов, помимо этого каждая цивилизация говорит на своём родном языке. Всё это разнообразие и стало причиной вечной жизни игры. 18 абсолютно разных цивилизаций, каждая обладает своими уникальными технологиями, бонусами и юнитами. Мультиплеер — именно для него разработчики тщательно колдовали на деревом технологий. Принцип «камень-ножницы-бумага» — поскольку каждая цивилизация обладает свой специализацией. Если учитывать, что онлайновые ристалища предполагают командную игру, то именно умелое сочетание сильных сторон подвластных игрокам в команде народов делают сетевую игру такой долгоживущей.
Именно поэтому, когда ведомый Ensemble studios поток отнёс фанатов к берегам третьей части, оказалось, что остались резервации, которые, увидев Age of Empires III, недоумённо вопрошали: «А чем ЭТО лучше AOE2?» и уходили обратно — проводить турниры и оттачивать стратегии развития.
Ensemble, не подумав, сделали именно вторую часть гениальной. Но саму студию постигла печальная судьба: после выхода Halo Wars команда была расформирована.
А АОЕ2 всё жила и жила: выходили фанатские патчи, моды, был даже создан клиент для сетевой игры вместо официального, но почившего сервиса Zone.
7 марта ошарашило всех: в Steam выходит переиздание игры в HD! Работу над этим проектом Microsoft поручил Hidden Path Entertainment, разработчикам, что самое интересное, Counter Strike: Global Offensive. Релиз обещался быть 9 апреля.
В переиздании планировалось следующее: поддержка широкоформатных разрешений, поддержка новых ОС, поддержка мастерской Steam, а также сервиса Cloud и достижений. Плюс реализация сетевой игры через Steam и система рейтинга. Ну и небольшие графические изменения: новые текстуры огня, воды и т.п.
И это всё? Да, это всё. Разумеется, саму геймплейную начинку никто и не думал трогать.
Весной игра стала доступна для тех, кто оформил предзаказ. И, надо сказать, что ощущение было, будто разработчики решили устроить финальное тестирование игры. Поддержка высоких разрешений была в наличии, но игра автоматически подстраивалась под штатное разрешение экрана пользователя и изменить вручную его нельзя. Потеря fps. Да, ковыряние в движке 14 летней давности не прошло бесследно: при больших скоплениях юнитов (к слову, поп-лимит увеличен до 500) игра будет тормозить. Вдобавок, фпс падает и при сообщениях оверлея Steam, что не исправлено до сих пор! На Windows XP игра отказывалась запускаться. Видимо, HP и не думали про такое число ретроградов в среде ностальгирующих фанатов.
Сетевая игра работала. Но от партии к партии то вылетала, то зависала. С каждым патчем вылетов всё меньше, но даже сейчас могут быть проблем с подключением к лобби.
Достижения. В игру их добавили аж 216! Правда, в первое время после релиза они выдавались за что угодно, но только не за то, что в них написано: вы победили майя, отлично, получите достижение «Победитель кельтов» и «Защитник бретонцев» (хотя играли вы за готов). Обнаружились и те, кто в первую неделю «открыл» все достижения.
Мастерская Steam работает. Пожалуй, кроме того, что некоторые моды вызывают ошибку синхронизации, то этот сервис работает как надо.
Ну а в остальном это всё та же AOE2. Всё так же за Атиллу идём с Бледой на охоту. Всё так же везём императора в бочке. Всё так же отправляем паладинов в бой. Большая часть багов исправлена. Разработчики наконец-то ввели систему рейтинга, даже обмолвились о том, что добавить коллекционные карточки неплохая идея (но только обмолвились).
Главное, что сделало переиздание, так это консолидировало всех тех, кто любил и любит эту игру.
Знаете, довольно часто играю с людьми, у которых в профиле всего одна игра — Age of EmpiresIIHD. И возраст их скорее ближе к среднему. Вот так поколение, заставшее AOE2, постепенно вернулось к ней.