Танукиды
Арабы Тану, или Танукиды, произошли из конфедерации племен, иногда называемого сарацинами. Они заявили о себе в III веке на территории Северной Аравии и Южной Сирии. Записи о Танукидах и Лахмидах были найдены в Умм-аль-Джималь в Иордании и в Намаре в Сирии. В конце II в.н.э. племя Азд из Хадрамаута (юг Аравии) переселилось в Аль-Аксу, где селились арабы Тану. Образовав союз, они под предводительством Малика ибн Фама Аздита (196-231 г.н.э.) захватили весь Оман и часть Ирака. После Малика короткое время правил его брат Амр ибн Фам, а затем Джадима ибн Малик (233-268 г.н.э.). Он участвовал в войне с Пальмирой, а после её падения захватил большую часть территорий, которые прежде контролировала царица Зенобия. Когда Джадима умер, на престол взошел сын его сестры Амр ибн Ади из династии Лахмидов. Таким образом, Танукиды утратили независимость, только их отдельные поселения остались в Сирии.
В IV веке н.э. Танукиды вновь обрели силу в качестве союзников Рима. Их земли простерлись от Сирии на севере до залива Акаба (Красное море) на юге - сюда они переселились после того, как Сассаниды стали контролировать Йемен. Танукиды сыграли решающую роль в разгроме царицы Пальмиры Зенобии и имели статус федератов в Империи. В 378 году царица Тану Мавия подняла свой народ на восстание против императора Валента. С ней стали считаться, к арабам отправляли гонцов с помощью помочь Риму предотвратить вторжение готов, но мир снова рухнул во времена Феодосия I с новым восстанием Танукидов.
Войска Тану
Пращники. Это неопытные, молодые или бедные люди, которые вооружены не лучше пастухов. Их не так много и они очень уязвимы, что, однако, не мешает им быть неплохим оружием против тяжелой пехоты.
Метатели дротиков - грубые, жестокие воины, которых набирают из самых отдаленных, пустынных районов, где жизнь жестока и коротка. У них в обычаях кровная месть, они в первую очередь бандиты и убийцы, а не солдаты.
Румат (Румаи) - лучники. Они носят простой колчан со стрелами, лук, качество которого варьируется, и, возможно, короткий меч для самообороны. Лук всегда играл важную роль у арабов. Один халиф, Зумар ибн уль-Хаттаб, учил, что всякого солдата следует учить стрельбе из лука, плаванию и верховой стрельбе. Лучники занимают важное место в арабских войсках - в их задачу входит нарушить вражеские порядки перед атакой пехоты и конницы.
Копейщики-новобранцы нанимаются среди окружающих племен Лахмидов, когда срочно нужны войска. Кроме копья у них на вооружении деревянный или плетеный щит, может быть, короткий меч. Несмотря на то, что они плохо вооружены и дисциплинированы, они выполняют важную функцию - это традиционное проявление лояльности вассальных племен Танукидов.
Джунд, средняя пехота - воины, которые состоят на постоянной службе у своего вождя. Они несут в бою копье с простым щитом и коротким мечом. Будучи недисциплинированными, копейщики, тем не менее, не являются простым пушеным мясом.
Jund Mudajjajjun - буквально "хорошо вооруженные мужчины". Так называют ветеранов, которые служат наемниками у римлян, персов - тех, кто лучше заплатит. У них лучшее вооружение, чем у простых воинов, они выделяются среди прочей пехоты.
Всадники на верблюдах отлично заменяют конницу в пустыне. Их задача та же, что и у легкой и средней кавалерии - фланговые удары и преследование бегущих. Но ещё лучше верблюжья кавалерия борется с обычной - лошади не выдерживают запаха верблюдов. Такая конница плохо дисциплинирована, но каждый кочевник является превосходным воином и наездником.
Al Fursan - всадники, которые набираются из кочевников в случае войны. Плохо вооружены.
Fursan As-hahib - кавалерия, в которой сражаются низшие слои знати и их свита. Название этих всадников произошло от слова "shahib" ("бледный"), означающего их благородное происхождение.
Fursan As-sana'i - ближайшее окружение вождя, его телохранители, родственники, близкие, представляют собой нечто среднее между средней и тяжелой конницей.
Берберы
Сложно говорить о некоей народности "берберы" - это уничижительное название варваров от греч. "barbaroi". Так называли древние коренное и весьма неоднородное население Северной Африки в оазисе Сива на западе Египта, на территории Мавритании и Марокко и даже в излучине реки Нигер. Они во многом отличаются обычаями, диалектами и внешним видом, но обьединяет берберов тяга к свободе, независимости от цивилизаций, которые возникали и рушились вокруг.
Римляне называли их "Маури" (от греч. "mauros", черный). Мавров отличали от "Aethiopes", или эфиопов, которые жили дальше на юг, и египтян, или "Aegyptus". Берберы угрожали границам Империи, и со временем Рим был вынужден строить лимесы (линии пограничных укреплений) на южных границах своих африканских владений. Во времена кризиса в III веке регион становился все более важным. Одновременно с этим племена мавров стали все активнее служить в римской армии.
Берберы никогда не могли выступить против Рима на море, но северную Африку они считали своей и со временем стали принимать все большее участие в её управлении. С ослаблением Западной Римской Империи стали возникать государства со смешанным населением. Так, государство Мастиа, образованное в V веке, было в союзе и с римлянами, и с берберами. Дружба между романским и мавританским населением проявилась во времена Арабского нашествия, когда они часто объединялись против пришельцев. Кроме того, существует немало археологических и нумизматических доказательств романо-христианского влияния среди берберов в VI-VII веках.
Берберские воины
Охотники из пустынь не могут позволить себе потерять ни одного выстрела попусту. Жизнь закаляет их, и война может показаться берберским стрелкам легкой прогулкой. Кроме того, в военных походах они могут вкусить лучшей жизни - достать добычу, ограбив цивилизованных соседей.
Крестьяне неохотно становятся солдатами, но после тяжелой жизни на скудных землях это не такая уж тяжелая участь. Для военачальника мужчины, подготовленные или нет, всегда принесут пользу на войне - любая атака ослабляет врага. Принуждение крестьян покинуть свои семьи, чтобы служить своему вождю - эффективная мера, даже если это угрожает будущему урожаю. Гораздо большей проблемой является нежелание крестьян воевать - они не знают, зачем идут в бой, их не волнуют проблемы вождя. Тем не менее, жизнь в пустыне учит их быть сильными, поэтому крестьяне с копьями сгодятся в бою.
Гараманты - один из древнейших народов Сахары. Впервые упоминаются Геродотом как «очень великий народ». Имели европеоидный облик. Происхождение гарамантов точно неизвестно. Предполагается, что они были одним из тех «народов моря», которые вторгались в Северную Африку в XV—XII веках до н. э. В VIII веке до н. э. государство гарамантов уже включало в себя весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительную часть Мармарики. Государство гарамантов было аннексировано Римом в 19 году до н. э.
Воины этого народа выносливы, дики и плохо дисциплинированы.
Берберская кавалерия имеет славу отличной легкой конницы, несмотря на плохую дисциплину и дикость. С малых лет мавры учатся быть воинами и наездниками. Если бербер будет недостаточно силен, чтобы выжить - его ждет смерть или рабство. Климат не позволяет им одеть броню, поэтому они довольствуются одеждой из шкур.
Вожди берберов окружают себя лучшими воинами племени. Чтобы иметь уважение, они обязаны подвергать себя опасности в бою наравне со всеми, и в такой ситуации телохранители играют огромную роль. Хороший лидер вдохновит солдат своим примером. Вожди мавров не ждут триумфа, а добывают его на поле битвы.
Пустыня - место, забытое богами, прибежище изгнанников. Так может показаться, однако кроме этого пустыня - ещё и место бесконечной борьбы воинов, место, где среди смерти выживают самые сильные.
Свободные люди пустынь называют себя словом "sietches", происхождение которого затерялось в веках. Они хитры, сторонятся чужаков и всегда могут исчезнуть среди дюн. Будьте осторожны, если вы в пустыне! Чужак, скорее всего, умрет, если попадется воинам пустыни, и согласно слухам, его кровь послужит напитком для этих жестоких людей. Они поклоняются животным, которые живут в Сахаре - соколу, мыши. Но самым страшным божеством свободных воинов является "Старик пустыни" - гигантское существо, живущее в песках.
Свободные настолько хорошо знают пески, что торговцы не могут ими пренебрегать и соревнуются за благосклонность таких хороших проводников, несмотря на то, что те ненадежны.